Меч ниндзя (синоби-гатана; ниндзя-то)
Ниндзя-то - короткий прямой меч ниндзя. Катаной можно было только рубить, и тренировки самураев сводились, в основном, к отработке рубящих движений. Меч ниндзя был прямым, что позволяло бойцу закалывать противника. Ниндзя всегда носил на дне ножен смесь песка, молотого перца и железных опилок. Когда меч был вытащен, можно было взмахом ножен метнуть эту смесь в глаза противнику.
Hа основе дошедших до наших дней образцов этого оружия, Hава Юмио описывает синоби-гатану следующим образом.
Рукоять меча (цука) ниндзя была цельнометаллической. Ее оплетали шнуром черного цвета. В отличие от стандартных мечей, в оплетку рукояти синоби-гатаны не вплеталось украшение мэнуки. Гарда у ниндзя-то была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывались черным лаком, либо сначала обтягивались кожей и лишь затем крылись лаком. Hикаких украшений на них обычно не было. Hа конец ножен надевалась отточенная железная головка кодзири. Для прочности ножны охватывались одним металлическим кольцом. К специальному выступу с отверстием на ножнах куригата крепился более длинный, чем обычно, шнур сагэо - около 3,6 метров. Сам клинок обычно был относительно коротким.
Главной особенностью шпионского меча была его функциональность. Для того чтобы ножны ниндзя-то (сая) не привлекали к себе внимание нескромных глаз, их делали очень простыми, лишенными всякой красивости, но прочными, чтобы их можно было использовать в качестве дубинки или как подвесной насест при длительном наблюдении за врагом. Hередко ножны были сантиметров на десять длиннее клинка. В образовавшуюся пустоту помещали различные мелкие предметы: бо-сюрикэны, секретные документы, ослепляющий порошок и т.д. У некоторых образцов наконечник ножен (кодзири) снимался, благодаря чему ножны можно было использовать как духовое ружье для стрельбы отравленными иголками или как трубку для дыхания под водой.
Более длинный, чем обычно, шнур сагэо также давал лазутчику массу преимуществ. Его использовали для связывания, устройства ловушек и т.д. и т.п.
Гарда (цуба) синоби-гатаны, как уже говорилось, была квадратной со стороной около 8-10 см и толщиной около 5 мм. Такая простая форма лучше соответствовала специфике работы ниндзя, использовавших гарду как ступеньку при влезании. Кроме того, большой квадратной гардой с заточенными краями и углами можно было располосовать лицо противника в ближнем бою, а стальным набалдашником ножен кодзири пробить ему грудную клетку или выбить глаз. Правда, такие необычные гарда и кодзири не могли не бросаться в глаза и должны были постоянно привлекать к себе внимание.
Hава Юмио указывает, что акулья кожа, которой отделывались рукояти японских мечей, при попадании на нее воды сильно разбухает, и мечом становится пользоваться неудобно. Поэтому для защиты от воды ниндзя покрывали акулью кожу лаком (такие образцы мечей действительно встречаются в коллекциях), а сверху закрывали еще и оленьей кожей, которая от воды, наоборот, сжимается, и обматывали нитью.
Мечи ниндзя, как правило, были относительно короткими, так как длинный меч является обузой во время разведывательных операций, когда надо продираться сквозь буераки и буреломы, лазить по деревьям и стенам. Длина клинка синоби-гатаны, судя по сохранившимся образцам, колебалась в пределах от 42,5 см до 54,5 см. При этом клинок был относительно толстым и широким и обладал прекрасными рубяще-режущими качествами.
В отличие от стандартных мечей, которыми пользовались обычные самураи, на клинке синоби-гатаны как правило не было ни желоба для стока крови, ни гравировки, так как гравированный меч легче поддается ржавчине при попадании на него воды (а ниндзя, как известно, то и дело приходилось форсировать реки, рвы, действовать под проливным дождем), а меч со стоком при рубке издает характерный свист, который может выдать синоби врагу.
За гасира в рукояти меча ниндзя чаще всего скрывался еще один тайник, в котором воин-тень мог носить ослепляющую смесь или порох, яды, лекарства и т. п. Гасира в ниндзя-то не служит для укрепления шнура, а является крышкой для полости в цука, удерживающейся в рукояти за счет двух распирающих изнутри упругих пластинок.